GrixSMM

Закон о маркировке интернет-рекламы

marking
Так выглядел профиль до начала работ.

1 сентября 2022 года в России вступил в силу закон № 347-ФЗ о поправках в Федеральный закон «О рекламе». 

Рекламу в российском интернете теперь нужно маркировать и передавать информацию в Единый Реестр Интернет-Рекламы (ЕРИР).

Т.е. всю интернет-рекламу нужно дополнительно регистрировать, предоставляя операторам рекламных данных (ОРД) ИНН и другие документы, а также данные о кампаниях — они будут отправлять всю информацию в ЕРИР.

За нарушение законодательства о рекламе введены штрафы (от 10 тыс. до 500 тыс. рублей).

Для чего нужен?

Официальная позиция:

  • Контроль над размещением рекламы со стороны надзорных органов: Роскомнадзора, ФАС и ФНС;
  • Борьба с мошенниками, неправомерной, ложной или мошеннической информацией;
  • Повышение прозрачности рекламного рынка и защита прав потребителей.

На кого распространяется закон?

  • На рекламодателей.
    К таким относятся, физ. лица, самозанятые, ИП и ООО, которые платят деньги, чтобы рекламировать свой продукт, услугу или бренд. Они создают рекламу и размещают её в сети, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов. 
  • На рекламораспространителей.
    Это соцсети, поисковые системы, аудио/видео платформы, новостные паблики, мессенджеры — все те, кто выступает в роли инструмента и площадки для размещения.
  • На посредников.
    Это рекламные агентства или фрилансеры.

Что нужно размечать?

В соответствии с законом «О рекламе» и заявлениями Роскомнадзора, маркировке подлежит вообще вся реклама в рунете. Например:

  • Любая контекстная или таргетированная реклама;
  • Публикации у блогеров и в пабликах/сообществах/каналах;
  • В аудиоподкастах и видеоплатформах;
  • Продакт-плейсмент;
  • Закрытые группы и приложения.

Существуют и категории, которые с точки зрения закона являются не рекламой, а информацией. Однако некоторые из них могут иметь спорный статус и будут рассматриваться ФАС в индивидуальном порядке.

Так, рекламой не является:

  • Информация на собственном ресурсе (на сайте, в соцсети, канале). Но, всякого роды всплывающие окна, баннеры, мелкие элементы привлекающие дополнительное внимание могут расцениваться, как реклама;
  • Email-рассылки по своей базе. Что касается других баз, тут у законодателей нет однозначного ответа;
  • Push-уведомления;
  • Конкурсы или розыгрыши на ваших собственных ресурсах;
  • Маркетплейсы. В большинстве случаев карточки товаров, фильтры, подборки и т.д. — не реклама, даже если это всё оформлено как-то иначе.
  • Поисковая выдача. Поднятие в поисковой выдаче является технической услугой.
  • Нативная реклама. Термин противоречит сам себе, вводить его в законодательство не планируется. В законе есть только понятие «реклама» и понятие «органичная интеграция».
  • Реклама в запрещенных соцсетях. На запрещенные соцсети закон не распространяется, т.к. юридически они не считаются размещенными на территории Российской Федерации.

В поправках к закону «О рекламе» дано очень общее определение материалов, подлежащих маркировке. Технически рекламой можно посчитать любое медиа, которое потенциально может привлечь внимание пользователя.  Поэтому в будущем нам стоит ждать множество правок и уточнений.

ПРИМЕРЫ МАРКИРОВАННОЙ РЕКЛАМЫ

Как это работает на практике?

Процесс выглядит следующим образом:

  1. Ответственное лицо регистрируется в ОРД (оператор рекламных данных) и получает от него идентификационный номер (erid);
  2. Добавляет этот номер в рекламный креатив (на каждый креатив нужен свой уникальный номер), а так же данные своей организации;
  3. В течение следующего месяца после размещения рекламы, ответственное лицо отправляет в ОРД акт и отчёт со статистикой.

В системах «Яндекс» и «ВКонтакте»  этот процесс автоматизирован. Там остаётся только следить, чтобы исходные данные были введены и ставить соответствующий чекбокс в каждом креативе.

Какие данные нужно передавать?

До запуска кампании в ОРД передаются сведения об организации и креативы для маркировки:

  • Для юр. лиц и ИП (резидентов РФ): ИНН, тип организации, номер договора (если вы заключали прямой договор;
  • Для юр. лиц и ИП (нерезиденты РФ): ИНН, тип организации, ОПФ и полное наименование, телефон, номер электронного средства платежа, регистрационный номер, номер налогоплательщика либо его аналог в стране регистрации, код страны регистрации юр. лица с соответствии с ОКСМ;
  • Для физ. лиц: ИНН, телефон, вид деятельности по ОКВЭД.

После каждого месяца открутки рекламы в течение 30 дней необходимо загружать отчетную информацию:

  • О договорах и актах о рекламе;
  • Обо всех участниках цепочки по рекламе и договорах между ними;
  • О статистике рекламных кампаний.

Чек-лист для корректной маркировки

Кто должен выполнять маркировку и отчитываться?

В законе не указано кто именно из участников рекламной цепочки должен осуществлять маркировку рекламных креативов и отчитываться за них.

Предполагается, что бОльшая часть бюрократии будет ложиться на рекламораспространителей. Но всё же нужно договориться об ответственности сторон заранее, а лучше прописать этот пункт в договоре. 

Штрафы

С 1 сентября 2023 были введены штрафы за отсутствие идентификатора и отчётности.

Ч. 15 ст. 14.3 КоАП.
Непредставление в ЕРИР информации о рекламе, неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное предоставление информации:

  • граждане: 10 000 — 30 000 руб.;
  • должностные лица и ИП: 30 000 — 100 000 руб.;
  • юрлица: 200 000 — 500 000 руб.

 

Ч. 16 ст. 14.3 КоАП
Распространение рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению:

  • граждане: 30 000 — 100 000 руб.;
  • должностные лица и ИП: 100 000 — 200 000 руб.;
  • юрлица: 200 000 — 500 000 руб.

 

Ч. 17 ст. 14.3 КоАП
Нарушение со стороны ОРД (сроки, объем информации и т.д.):

  • должностные лица: 100 000 — 200 000 руб.;
  • юрлица: 300 000 — 700 000 руб.

 

Что изменится в маркетинге с приходом новых правил?

Таргетированная и контекстная реклама останутся прежними. Эти платформы взяли большую часть работы на себя, автоматизировав все процессы.

А вот размещение в пабликах, у блогеров и сообществах станем более трудным, т.к. нужно будет передавать данные о каждом креативе вручную. Причём делать это необходимо всем участникам цепочки.

При этом не совсем понятно, что именно может считаться рекламой, а что простым информированием, т.к. в законе присутствуют очень поверхностные формулировки, размывающие границы этих двух понятий.

Однако, несмотря на все недоработки, ответственность в виде штрафов уже действует, а это значит, что  те, кто работают в белую будут обязаны выполнять маркировку. А вот тем, кто привык работать в серую, видимо, придётся выходить в правовое поле, либо искать обходные пути, например, маскируя свою рекламу под нативную.

Будем следить за развитием событий.  

Правовые Источники

• Ст. 18.1 Федерального закона «О рекламе»
• ПП РФ о критериях: Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948
• ПП РФ о взаимодействии: Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 974
• ПП РФ об ОРД: Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 966
• ПП РФ о доступе в ЕРИР для ФАС и ФНС: Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 969
• РП РФ о составе данных: Распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р
• Приказ РКН о реестре ОРД: Приказ от 11.04.2022 № 62
• Приказ РКН о доступе субъектов к ЕРИР: Приказ Роскомнадзора от 11.04.2022 № 63
• Приказ РКН о требованиях к ПО ОРД: Приказ Роскомнадзора от 11.04.2022 № 64
• Приказ РКН о требованиях к идентификатору рекламы: Приказ РКН от 30.11.2022 № 191
• ПП РФ о сроках передачи информации в ОРД и ЕРИР: Постановление Правительства от 20.12.2022 № 2355
Федеральный закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ о штрафах за несоблюдение требований о маркировке

Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы даёте согласие на обработку персональных данных